К оглавлению


Prime Test CD #2

Во многих серьёзных тестовых композициях сложно выбрать небольшой отрывок, сохраняющий максимум музыкального содержания: с одной стороны, при анализе художественных аспектов звучания для полноты впечатлений иногда необходимо прослушать именно композицию целиком, причём желательно в контексте альбома, а с другой стороны, в композиции может быть несколько интересных моментов, и выбирать среди них «лучший» не совсем целесообразно. Данный диск представляет собой сборник таких произведений.

Так же, как и Prime Test CD #1, этот диск доступен в в готовом виде (545,283,966 байт). Объём образа составляет 79 минут 30 секунд.

Для большинства композиций, перечисленных в этой главе и далее, вполне доступны качественные записи, поэтому тем людям, которым накладно скачивать сотни мегабайт и которые не желают нарушать закон об авторском праве взломом паролей, лучше приобрести лицензионные диски с этими записями. Убедиться в качестве диска можно обменом по Сети короткими (несколько секунд) фрагментами композиций с людьми, располагающими материалами этого сайта.

Диск условно можно разделить на две части: первые семь и остальные восемь треков. Непрерывное прослушивание всего диска утомляет, а седьмой трек может серьёзно воздействовать на психику, поэтому после него рекомендуется сделать перерыв.

Суммарный объём 15 архивов – 462,542,910 байт, общее время звучания композиций – 78 минут 54 секунды (208,769,017 отсчётов).


п/п
Название композиции
Файл
Комментарии
1
Vangelis - Alpha
pt201.zip
33,626,876
Уже знакомый нам Вангелис. Электронная композиция, как это довольно часто случается, начинается шумом. Но не показалось ли вам, что эти порывы вы уже где-то слышали, прозвучали ли они натурально, несмотря на их искусственность?

Потом на фоне умолкающего шума появляется звук, похожий на раскручивание чего-то вроде трещотки, – впрочем, неважно, чего, но важно, почувствовали ли вы «кожей» это вращение, – его детская натуральность на качественном тракте заставляет улыбнуться.

А дальше постепенно, набирая обороты, развивается основная тема композиции. Оцените чистоту звучания синтезаторов, – а ведь альбом «Albedo 0.39» был написан Вангелисом почти 30 лет назад. К моменту 4:40 играет уже целый электронный оркестр, и в 5:08 наступает кульминация. Финал этой замечательной электронной композиции достойно отыгрывает далеко не каждая приличная акустика.

2
Joe Satriani - Down, Down, Down
Relativity Recordings © 1995
pt202.zip
31,172,949
Одна из наиболее известных композиций Джо Сатриани. Затяжной, расслабляющий, доводящий до экстаза блюз. Звучание ненасыщенное, но очень богатое. Здесь глубоко и мощно играет бас-гитара; одиноко и очень эмоционально играет соло – Сатриани чётко подобрал нужное звучание.

В момент 1:55 начинается самое интересное. Оцените послезвучия тарелок, «разгон» темы (хотя трудно говорить о разгоне – ведь ритм не ускоряется), мольбу электрогитары. Впрочем, уже не до отдельных аспектов: музыка затягивает в себя с головой. В момент 3:18 наступает кульминация, мощная пробивка – и в 3:27 финал!.. – но ритм сохраняется, музыка устало, но уверенно продолжает звучать, набирая новые силы...

Конечно, если вы не знали раньше, то догадались сейчас, о чём эта композиция. :) Ощущать её воздействие на себе довольно необычно; многие АС лишают нас этого, преподнося её скучно либо отмачивая какой-либо совершенно неуместный окрас в самый неподходящий момент.

3
Johann Sebastian Bach - Suite No.1 for Cello in G Major (BWV 1007), «Preludium»
EMI Records Ltd. © 1995 (исполняет Мстислав Ростропович)
pt203.zip
7,987,475
Эта запись сделана в 1991 году компанией Radio France в церкви Basilique Sainte-Madeleine во французском городке Véselay, провинция Yonne. В ней сохранены все нюансы живого исполнения и акустики помещения, которые сочетаются с мастерством исполнителя и впечатлительностью виолончели.

Ростропович передаёт замысел Баха чисто, с истинным талантом исполнителя. Однако в зависимости от качества тракта звучание может стать скучным, превратиться в неинтересное «пилиликанье». Либо же наоборот: виолончель начнёт подкрикивать, звучание будет раздражающим.

Довольно тяжёлой задачей здесь становится подача динамики. Ростропович с предельной аккуратностью учитывает все форте и пиано в нотной записи произведения, однако многие АС сводят игру к одному уровню громкости.

4
Richard Strauss - Also Sprach Zarathustra, «Einleitung»
pt204.zip
9,035,200
Очень известная и очень красивая композиция. Она звучала в фильме «Космическая одиссея 2001», а во времена Ворошилова использовалась как заставка к телепередаче «Что? Где? Когда?».

С самого начала глубина органного баса вызывает ощущение величия. Постепенное развитие темы, динамичные всплески предвкушают скорый финал, и – 1:28 – мощное фортиссимо, тембральное богатство и художественное великолепие которого способны передать редкие АС.

Единственный недостаток записи – немного завышенный уровень. Хорошие мониторы обнаруживают места, в которых есть перегрузка.

5
Rage - French Boureé
Steamhammer © 2003
pt205.zip
30,286,349
Уже знакомый нам альбом «Soundchaser», последняя (13-я) композиция, значащаяся как бонус-трек, однако определённо одна из лучших, если не самая удачная.

Трек начинается синтезаторным вступлением, затем вступают ритм, ударные – и начинается тема. На тракте с недостаточно низким разрешением ритм сразу смешается с басом, потеряют весь колорит вставки соло-гитариста, не будет ощущения чётко выстроенного, жёстко сплетённого звука.

Примечательна третья минута композиции: очень эмоциональное, пёстрое соло на фоне фактурного ритма, – сыграно здорово, и не менее здорово записано. Этот фрагмент можно было бы даже выделить для первого диска, однако композиция в целом несёт в себе намного больше, чем фрагмент.

Вообще многое в тракте может помешать восприятию этой композиции, и редкие АС справляются с ней достойно. Но если справляюся – это звучит просто великолепно. Да, не удивляйтесь, «тяжёлая» музыка действительно может быть красива, более того: художественна. И даже если этот образ мрачен и депрессивен, это никак не умаляет его утончённости.

6
Goran Bregović - La Nuit
Mercury France © 2000
pt206.zip
11,483,915
Эта композиция впервые прозвучала в фильме «Queen Margot» по роману Александра Дюма, а впоследствии вошла в альбом «Music for Films» 2000 года.

В самом начале слышно, как перед вступлением очередного инструмента повышается уровень шума, – он не вычищался из записей, их вообще никак не обрабатывали, максимально сохраняя живой звук.

Потрясающая эмоциональность вокала проникнет в глубину души самого флегматичного слушателя. Язык, на котором исполняется песня, наверняка вам незнаком, но попробуйте понять через выразительность, через эмоции: о чём эта композиция? И если ваша система высокого качества, решение придёт ещё до завершения трека: да, песня именно об этом.

7
Harriet Tubman - Tube Jam (live)
(Brandon Ross, Melvin Gibbs, TJ Lewis)
pt207.zip
98,393,976
Запись этой композиции сделана в 2001 году в Варшаве на очередном фестивале «Warsaw Summer Jazz Days» при поддержке компании Nestlé. Композиция очень оригинальна, богата и живыми, и синтетическими звуками, а главное – она мощнейшим образом воздействует на психику.

Уходящие в глубины баса (особенно в конце композиции) пассажи инструмента, напоминающего звучанием виниловые «скретчи»; мерное, гиптотизирующее звучание бас-гитары; местами агония ударных, стоны духовых, а кое-где откровенно пугающие звуки необъяснимого происхождения – всё это непонятным образом выстроено в этакий четырнадцатиминутный «сеанс». Погрузитесь в этот странный мир, и если вас не начнёт «колбасить» так же, как исполнителей этой композиции, то ваш тракт требует доработки.

Слабонервным людям лучше либо вообще пропустить эту композицию, либо предварительно ознакомиться с ней на низкокачественном тракте.

8
Goran Bregović - Ederlezi
Mercury France © 2000
pt208.zip
26,732,687
«Ederlezi» – культовая песня, созданная на основе народной мелодии косовских албанцев для фильма «Time of the Gypsies», открыла продюсерам и миру многогранный талант Горана Бреговича.

Ощутите ангельскую чистоту детского голоса. Нет, вы не должны услышать «[шум]a me amala, oro khelena...», иначе вам не имеет смысла слушать дальше. Ощутите выразительность, индивидуальность голоса каждой из двух юных певиц.

Потом появляется мелодия, развивающаяся, обрастающая напряжением. И вот – 3:31 – оно прорывается мощной кульминацией, где мольба и отчаяние пронизывают слушателя насквозь. Финал композиции беспорядочен и непонятен, но какая разница – вы ошарашены произошедшим, и только потом ловите себя на мысли, что уже больше минуты смотрите в одну точку, ни разу не моргнув...

9
Jacques Loussier Trio - Concerto No.1 in E Major (RV 269, «Spring»), part I «Allegro»
Telarc Digital © 1997
pt209.zip
35,485,398
Это первый трек с альбома Antonio Vivaldi «The Four Seasons»: New Jazz Arrangements уже известного нам трио Жака Лузье. В его состав входят пианист Жак Лузье (Jacques Loussier), контрабасист Бенуа Дюнойе де Сегоньяк (Benoît Dunoyer de Segonzac) и ударник Андре Арпино (Andre Arpino).

Вы не сразу узнаёте Вивальди за слаженной игрой музыкантов. Однако, несмотря на своеобразие, вольность джазовой интерпретации как формы произведения, Жак Лузье очень аккуратно относится к его художественному содержанию. В целом, конечно, это намного виднее при прослушивании всего альбома, однако и этот отдельно взятый трек может о многом рассказать.

В записях Жака Лузье традиционно сохранена натуральность звучания инструментов. В течение первой минуты все инструменты играют вместе, – оцените слаженность этой игры, естество построения трио. Очень здорово звучит рояль. Потом более спокойный момент, развивается тема контрабаса. В начале третьей минуты он играет просто изумительно красиво, звучание полное, законченное, живое.

Стоит также отметить начало пятой минуты. Виртуозная игра рояля и контрабаса одновременно. Многоголосие рояльных струн выдаёт размер инструмента послезвучиями его огромного корпуса; звучание быстро перещипываемых струн контрабаса завораживает не менее сильно – контрабас пытается играть партию скрипки, и получается же!

При этом большая, богато оснащённая ударная установка практически постоянно поддерживает настроение, где-то вызывая улыбку, где-то – восхищение рождением весны. Проще говоря, надо слушать и слушать. Живое исполнение джаза замечательно тем, что мы видим бессловесное общение музыкантов: они переглядываются, подают друг другу знаки. Никакая запись не сможет этого передать полноценно, однако хороший тракт позволяет к этому приблизиться, – ощутите это на себе.

10
Вячеслав Куликов - Великая река
Neane Records © 2003
pt210.zip
47,866,509
Альбом «Песни серебристого леса» Вячеслава Куликова, известного российского электронщика, представляет собой в некотором роде уникальную запись. Лишь средствами компьютера, без применения аппаратных синтезаторов, композитор создал свои инструменты, с их тембрами и послезвучиями, и этими инструментами исполнил – нет, не двенадцать композиций, а одно произведение в двенадцати частях. Являясь одновременно автором концепции, создателем инструментов, композитором, аранжировщиком, исполнителем, звукорежиссёром и продюсером, Вячеслав Куликов сумел создать полноценный музыкальный сюжет, наполнить его художественным содержанием и передать его звуками мелодий.

Безусловно, достичь тембрального богатства виолончели или электрогитары при создании виртуальных инструментов невозможно, и можно было бы упрекнуть Куликова в бедности звучания инструментов его оркестра. Но, с другой стороны, в этих звуках тоже есть что-то «цепляющее», и автору удаётся передать ими свой замысел.

Очевидно, что эмоциональные оттенки, которые искусственно, результатом долгих поисков и догадок заложены в перепадах громкости, динамике тембров электронного инструмента, более уязвимы по сравнению со звучанием настоящего инструмента. Поэтому электронная музыка и хороша для тестирования тракта, но при условии, если ею проникнуться, понять её чуждую традициям концепцию. При этом также не следует забывать о том, что для этой музыки не существует эталона звучания, поэтому говорить о натуральности звучания здесь не приходится.

Помимо оригинальности самой концепции абсолютно искусственного звучания, необычен также подход к её осуществлению. Куликов максимально обогащает деталями среднечастотный диапазон, где наиболее чувствителен человеческий слух, использует фазовое стерео и обходится минимальным количеством шума. Звучит это очень интересно.

Редкие АС подают эту запись без искажений. На этом материале выпячиваются резонансы, дефекты направленности АС. Сказывается качество материала динамиков, а также чётко выявляется изрезанность АЧХ. Звучание становится визгливым, шипящим, утомляющим. Это идёт в разрез с художественным замыслом – спокойствием полноводной таёжной реки, туманом над её водами, восходом солнца.

Но вместе с тем это лишь фрагмент повести, многое теряющий без своего контекста. И, прослушанный целиком, альбом впечатляет намного сильнее.

11
Dire Straits - My Parties
Mercury Records Ltd (London) © 1996
pt211.zip
36,072,488
В этой композиции, помимо чёткой постановки инструментов, очень удачно записан вокал. Чтобы понять её настроение, достаточно текста песни. Но АС, хорошо подающие эмоциональные оттенки, расскажут обо всём и слушателю, не знающему английского языка. И всё благодаря искреннему вокалу Нопфлера: он подаёт сюжет со сногсшибательной выразительностью.

В момент 1:24 невольно улыбаешься. :) То же и в 1:57. Хотя многое зависит и от настроения в момент прослушивания: всё-таки эмоциональное восприятие – довольно субъективная вещь.

Отдельно стоит упомянуть проигрыш, начинающийся в конце четвёртой минуты. В нём очень здорово выстроена гармония, синтезаторы и саксофон согласуются просто великолепно, а самый нижний регистр, вступающий в 4:08, эффектно украшает этот «праздничный торт» кисточкой из взбитых сливок. :)

12
Jacques Loussier Trio - Gnossienne No.4
Telarc Digital © 1998
pt212.zip
37,751,448
С первых секунд пьеса погружает в себя. Светлая грусть фортепиано, поддерживаемая контрабасом и ударными... Вы слышали Эрика Сати в оригинальном исполнении? Стоит послушать. Тогда эта широта, но вместе с тем и предельная аккуратность импровизации почувствуется сразу.

В комментарии к треку №9 уже было сказано немало слов о трио Жака Лузье. Оно – как единое существо в трёх лицах. Где-то солирует фортепиано, где-то выделяется контрабас; начиная с пятой минуты, солируют ударные, – казалось бы, каком в этом смысл? – но вы послушайте, почувствуйте мелодию, – Жак и Бенуа безмолвно следят за игрой Андре, и все понимают друг друга без слов.

Говорить об отдельных аспектах звучания не поворачивается язык, – так прекрасно оно целиком, само по себе, как живой человек. Однако можно уверенно сказать, что на тракте невысокого качества оно превратится в манекен.

13
Владимир Высоцкий - Канатоходец
Polydor France © 1977
pt213.zip
20,192,532
Диск Владимира Высоцкого «Натянутый канат» представляет собой образец исполнения и качества записи авторской песни. Композиция «Канатоходец» даёт об этом примерное представление.

На высококлассном тракте голос Высоцкого звучит очень выразительно, эмоционально и натурально. Добиться всех трёх этих качеств одновременно очень сложно. Некая особенность формантного состава этого уникального голоса позволяет сразу обнаружить тональный дисбаланс. Подробнее об этом надо будет написать позже.

14
Goran Bregović - Tale VII
Mercury France © 2002
pt214.zip
14,019,162
Последний трек из альбома Бреговича «Tales and Songs from Weddings and Funerals» – один из наиболее сложных для воспроизведения. Это скерцо для цыганского оркестра – маленькое, причудливое и очень юморное – содержит в себе разнообразное множество прихотливых звуков, извлекаемых из духовых и струнных инструментов.

Натуральность и выразительность их звучания, чёткая пространственная локализация и эмоциональный настрой, доводящий просто до хохота «ну он и сыграл!.. :))» – всё это вместе преподнести без фальши, как есть, очень и очень тяжело.

15
Песняры - Аве Мария
Philips Studio © 1994
pt215.zip
22,435,946
Эта композиция специальна поставлена последней на тестовом диске. Она взята из альбома «Pesnyary: The Belarussian Folk-Rock Group», представляющего сейчас собой большую редкость.

Солирует в этой композиции сам Владимир Мулявин. Комментарии здесь излишни. Это просто нужно один раз услышать... впрочем, можно сказать, что в момент 2:37 .. 2:50 должны быть отчётливо слышны слова каждого солиста, что инструменты не должны скрадывать выразительность мулявинского голоса, что многое зависит от того, как прозвучат слова «Здесь и старухи, и молодые...» в конце первой минуты. Но это всё детали. Слушайте песню.

Слушайте и поражайтесь... :)

Наверх